Font Size

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Солодовников Ю.Л.

Статьи, предлагаемые вашему вниманию, были опубликованы в следующем издании: Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Москва, 4-5 декабря 2008 г. Материалы конференции.-М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2008.-221 с.

Опыт самостоятельного изучения студентами медицинского училища своего физического развития и функционального состояния для построения индивидуальной программы формирования здорового образа жизни

Студенты, представляющие молодую часть населения, нуждаются в особом внимании со стороны специалистов службы здоровья. Наличие адекватной системы охраны здоровья студентов среднего профессионального образования позволит достичь более полное их развитие на физическом, познавательном, духовном и психосоциальном уровнях. Для разработки адекватных программ по обеспечению их здоровья необходимо выяснить особенности их физического развития и функциональные возможности. Одним из таких направлений на индивидуальном уровне является разработка долгосрочной индивидуальной программы формирования здорового образа жизни (6,7,8). Более убедительным мотивом для ее выполнения студентом может быть ее построение с учетом конкретных данных его физического развития и функционального состояния.
Цель работы: изучить особенности физического и функционального развития студентов среднего профессионального образования, в частности медицинских училищ, на основе их самостоятельного исследования этих параметров для убедительного построения ими долгосрочной индивидуальной программы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ).
Методы. В течение 2004-2007 гг. на практических занятиях по дисциплине «Гигиена и экология человека» исследовано физическое развитие и функциональное состояние здоровья 238 студентов первого года обучения медицинского училища №2 имени Клары Цеткин города Москвы, в том числе 68 юношей и 176 девушек в возрасте 17-20 лет, поступивших в училище после окончания 11 классов. Исследования проводились студентами самостоятельно под руководством врача-педагога в два этапа.
Первый этап включал характеристику морфофункционального статуса: измерение основных антропометрических параметров — длины и массы тела, размер окружности и экскурсии грудной клетки (ЭГК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), данных динамометрии, спирометрии, пробы на 10 приседаний за 10 сек. и времени задержки дыхания (1,3,4). Второй этап включал анализ полученных данных, характеризующих физическое и функциональное развитие каждого студента, и построение на этой основе долгосрочной индивидуальной программы формирования здорового образа жизни (5).
Характеристика физического развития и функционального состояния студентов.
Средний рост юношей составил 179,4±5,8см, девушек - 164,0+0,2см. Рост выше 180 см отмечен у 35,0% юношей и 5,7% девушек. Длина тела ниже 155 см имела место только у девушек (11,0%).
Средняя масса тела у юношей и девушек значительно отличалась (соответственно 76,6+1,1 и 56,6+0,Зкг.). Масса тела 50кг и ниже отмечена почти в 5 раз чаще у девушек, чем у юношей (соответственно 3,0 и 16,0 %). В то же время вес тела в 80 - 100кг имел место, в основном, у юношей (соответственно 26,0 и 1,0%).
Для определения уровня и степени гармоничности физического развития студентов использовали весо-ростовой показатель (ВРП) и индекс массы тела (ИМТ).
ВРП, определяемый путем деления веса в граммах на рост в сантиметрах, связывает рост и массу тела и отражает крепость телосложения (3). Так средняя и хорошая крепость тела имела место лишь у 28,7 % подростков (юношей — 34,0 % и девушек — 27,0 %). У девушек сниженная крепость тела отмечалась чаще в 2 раза, а слабая — в 2,6 раза чаще, чем у юношей (соответственно — 5,0 и 13,0 %). Таким образом, имеющийся рост студентов не сопровождается адекватным увеличением массы тела и ее плотности, т.е. развитием мышц и укреплением костей.
ИМТ (индекс Кетле — масса тела/кг на рост/м2) меньше связан с ростом, более зависит от массы тела и отражает соотношение «активных» и «пассивных» тканей тела, т.е. соотношение мышц и жировых отложений (2). Оценка пищевого статуса по ИМТ является информативным показателем соответствия энергетической и биологической ценности рациона питания потребностям организма. Средние значения ИМТ (18,5 кг/м2) имелись у 80,0% подростков. Недостаточный пищевой статус отмечен в равной степени у юношей и девушек (11,0%). В то же время у юношей выявлялись чаще излишний вес в 1,7 раза и ожирение в 6 раз, чем у девушек (соответственно 11,0 % и 3,0 %; 6,5 % и 0,5 %). Окружность грудной клетки (ОГК) незначительно преобладала у юношей (89,6 ±0,5 и 80,3 +0,4см). ОГК более 100см выявлена у 6,4 % юношей и 2,8 % девушек. Среди юношей в 2,5 раза преобладала группа с более высоким значением ОГК над долей подростков с ее низкими значениями (32,2% и 13,0%). Среди девушек эти показатели были прямо противоположны (12,5% и 36,3%). Причем у 11% девушек ОГК не превышала 70см. Таким образом, недостаточное развитие грудной клетки отмечено в 3 раза чаще у студенток, чем у студентов.
Данные, полученные при изучении ОГК, были сопоставлены с данными ЭГК. Оказалось, что ЭГК более выражена у юношей, чем у девушек (7,7+0,2 см и 6,3±0,2 см). Если крайне низкие показатели развития грудной клетки (экскурсия 1-2 см) отмечались чаще у девушек (4,8 и 3,5%), то более развитая грудная клетка (экскурсия — 11- 15 см) в 3,4 раза была у юношей. (22,8 и 6,6%). Оценка пропорциональности развития грудной клетки индексом Эрисмана (охват грудной клетки в паузе/см минус половину роста/см) показала, что хорошее развитие грудной клетки имеют лишь 27,4% юношей и 36,0% девушек. У остальных этот показатель снижен, а у половины подростков выявлена узкогрудость (отрицательный индекс).
Исследование ЖЕЛ методом спирометрии показало, что у юношей в 1,4 раза чаще имеют больший объем легких (3,5±0,1 и 2,4±0,02 л). Количество девушек с дисгармоничным развитием легких больше, чем юношей: 18,5 % девушек выдыхают лишь 1-2 л воздуха, а 10,0 % юношей - 2-2,5 л, что указывает на очень неразвитые легкие и грудную клетку этой прослойки подростков. Хорошо развитые легкие отмечены у 4,0 % юношей (выдох — более 5 л) и 5,5 % девушек (выдох 3-4 л). Проверка этих данных соотношением ЖЕЛ/мл к массе тела/кг (жизненный индекс \ - ЖИ) показала, что средние величины обеспечения достаточным объ¬емом воздуха (65-70 мл/кг у юношей и 55-60 мл/кг у девушек) имеются лишь у 16,0 % подростков. Только для 4,0 % юношей ЖИ подтвердил хорошее развитие легких и соответствие их массе тела (ЖИ = 7,1-7,5 мл/кг). У девушек он выявил таковое соответствие лишь у 1,2 %. У двух третей девушек (64,7 %) и почти у половины юношей (42,0 %) ЖИ был значительно занижен, поддерживаясь на уровне 30-49 мл/кг. У 5,0 % девушек воздух поступал даже в объеме 20 мл/кг.
Связь выявленных данных со степенью оксигенации организма проверяли тестом на задержку дыхания. Задержать дыхание на среднем показателе для этих возрастов (в пределах 61-65 сек) смогли 13,0 % студентов, дольше (до 70-100 сек) — 17,0 %. Среди девушек в 1,4 раза было больше задерживающих дыхание на более короткий срок, чем среди юношей (соответственно 82,0 % и 58,9 %). Причем, 12,0% девушек не могли дышать только в пределах 30 сек. Эти данные указывают на крайне низкую оксигенацию организма большинства студентов и имеющуюся постоянную у них кислородную задолженность, связанную с недостаточной приобщенностью их к аэробным видам спорта и физической культуры, а также с распространенностью табакокурения, особенно среди девушек, которое по данным анкетирования составляет 58% у девушек и 45% у юношей.
С оценкой развития грудной клетки методами ЭГК, ЖЕЛ и ЖИ тесно связан показатель крепости телосложения (ПКТ) — индекс Пинье, выражающий разницу между ростом стоя/см и суммой массы тела/кг с окружностью грудной клетки в фазе выдоха/см и тем самым связывающим эти показатели воедино. Чем меньше разность, тем лучше показатель. Крепкое телосложение (10-20 см/кг) имелось у трети студентов. В то же время у 26,4% подростков отмечено слабое телосложение (21-35 см/кг) и у 30,0% — очень слабое (36-50 см/кг). Данные ПКТ в сочетании с показателями ЖИ, ЭГК и ЖЕЛ, что более, чем у половина студентов имеется недостаточное развитие грудной клетки для обеспечения массы тела достаточным объемом воздуха. Эти данные не могут не иметь прогностического значения для развития здоровья у студентов в дальнейшем. Особенно в сочетании с показателями физического развития — наличием у 58,5% студентов сниженной массы тела относительно роста и нарушением пищевого статуса у 20%.
Средние показатели функционального развития скелетной мускулатуры по данным динамометрии мышц правой кисти составили 35,3+0,6кг для юношей и 16,3+0,2кг для девушек.
Оценкой данных динамометрии во взаимоотношении с массой тела по показателю динамометрии (ПД — отношение силы кисти/кг к массе тела/кг на 100%) установлено, что среднюю степень физического развития (ПД=65-80% для юношей и 45-50% для девушек) имеют 17,7% юношей и 12,7% девушек. Только у 1,6% юношей и 1,1% девушек отмечены более высокие показатели. У большей части юношей и девушек развитие скелетной мускулатуры снижено (соответственно 39,0% и 43,0%), а у 43,0% девушек развитие ее находилось даже на крайне низком уровне (ПД = 10-30%).
Тренированность организма определяли по разнице частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое и через 3 минуты после 10 приседаний за 10 секунд. ЧСС в покое у 44,6% студентов соответствовала средним значениям, ниже средних этот показатель отмечался у 25,2%, выше средних — у 30,2%, в т.ч. ЧСС 91 и более уд./мин. — у 8,8%. После приседаний доля подростков со средней степенью тренированности составила 87,0% у юношей и 45,0% у девушек. У остальных наблюдаемых ЧСС через 3 минуты не восстановилась до исходного уровня, что указывает на слабую физическую тренированность этих студентов, особенно девушек.
Построение долгосрочной индивидуальной программы формирования здорового образа жизни (Программа).
На втором этапе студенты анализировали полученные данные своего физического развития, выделяли показатели ниже среднего и сопоставляли с вероятными причинами их возникновения. Сгруппировав родственные показатели, студенты намечали основные корректирующие мероприятия для формирования ведущих направлений ЗОЖ и строили Программу. Например, для группы с избыточными или сниженными ИМТ, ВРП,ПКТ с ведущими нарушениями питания и гиподинамии основными корректирующими мероприятиями являются рациональное питание, ежедневные физические нагрузки и еженедельные спортивные упражнения. Для здоровых студентов с учащенной ЧСС, сниженным временем задержки дыхания, слабой тренированностью организма и другими признаками целесообразны аэробные виды физических и спортивных нагрузок, борьба с курением. При недостаточном развитии грудной клетки и легких (сниженных экскурсии легких, ЖЕЛ и соответствующих показателей) показаны физические нагрузки по развитию легких и грудной клетки. Укрепить недостаточно развитые скелетные мышцы могут физические нагрузки с утяжелением и циклические виды спорта (3,5). В дальнейшем для выполнения построенной Программы у студентов должен сформироваться побудительный мотив, будь то желание укрепить здоровье, нравиться противоположному полу, или соответствовать занимаемому социальному статусу и др. Для выполнения положений ЗОЖ студент должен преодолеть свое нежелание по принципу: «Не хочу — надо!», в то время как для занятий спортом принципом должно стать постоянное преодоление своих возможностей: «Не могу — надо!». Именно такие мотивы позволяют регулярно соблюдать требования ЗОЖ, создают навык по систематическому их выполнению, укрепляют волю и здоровье.
Таким образом, приведенные данные исследования позволяют заключить, что в популяции студентов среднего профессионального образования, в частности медицинского училища, имеется значительная прослойка подростков, отстающих в физическом и функциональном состоянии и требующих корректирующих мероприятий по их оздоровлению
Самообследование студентами антропофункциональных особенностей своего организма, характеризующих настоящее и прогностическое здоровье, является объективной и доказательной основой для построения долгосрочной индивидуальной программы формирования ЗОЖ и убедительным фактором для ее выполнения.

Рост студентов средних профессиональных учреждений и ученическая мебель

В течение 2004-2007 гг. проводилась оценка физического развития студентов 2 курса медицинского училища №2 имени Клары Цеткин города Москвы. Исследованы такие антропометрические данные как рост стоя и сидя у 238 студентов 2 курса, поступивших в училище на базе 11 классов, в том числе 62 юношей и 176 девушек. Одновременно проведены замеры ученической мебели, используемой для учебных занятий.
Известно, что в период учебных занятий органы учащихся испытывают статическую нагрузку для поддержания необходимой рабочей позы, вследствие чего напрягаются мышцы спины, шеи, живота и ног.
В соответствии с СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требованиями к условиям обучения в образовательных учреждениях» для обучения учащихся должны применяться «столы ученические» (одноместные, двухместные). В зависимости от роста учащихся существует 6 номеров столов со стульями: №1 - для роста до 130см и №6 — свыше 175см.
Измерения ученической мебели в медицинском училище показало, что применяются ученические столы №5 — с высотой над полом крышки стола — 700мм и стулья с высотой над полом переднего края сиденья — 430 мм. Такая мебель рассчитана на учащихся с ростом 169-175 см. По данным наших измерений к такому росту относятся 57% студентов. Более высокого роста — 25%, а более низкого — 18% (в основном, девушки - 26%).
Таким образом, для 43% студентов используемая мебель не подходит по росту. Однако, кроме соответствия росту, мебель должна отвечать пропорциям тела учащихся. Измерения студентов показывают, что у 44% ноги длиннее туловища (48% — у юношей и у 42% — девушек), а у 14% — короче (8% — у юношей и у 17% — у девушек).
При несоответствии мебели росту и пропорциям тела учащегося статическая нагрузка резко возрастает. Это приводит к перенапряжению мышц спины и шеи у высоких подростков и передавливанию мышц ног, повышенной утомляемости у учащихся с короткими ногами. В обоих случаях это может приводить к нарушению функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, сдавливанию передних отделов межпозвоночных дисков, нарушению осанки и зрения. Пребывание в утомительной позе из-за несоответствия мебели приводит к преждевременному утомлению учащихся, они начинают крутиться, вертеться и ложиться на столы. Это ведет к развитию синдрома дефицита внимания, гиперактивности и тем самым нарушает учебный процесс.
Выводы:
1.    57% учащихся среднего профессионального образования (медицинское училище) имеют рост в пределах 169-175см, для них требуется ученическая мебель №5.
2.    Для 43% учащихся среднего профессионального образования используемая в учебных заведениях унифицированная ученическая мебель не соответствует по росту или по пропорциям тела, что может отрицательно отражаться на их здоровье.
Ученическую мебель для учебных заведений средних профессиональных учреждений необходимо приобретать с учетом структуры уча¬щихся по росту и пропорциям тела.