Font Size

Screen

Profile

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel

Михуля И.А. (2010)

Данная статья была опубликована в журнале "Педагогические науки", 2010,  № 1.

Формирование специальных компетенций студентов медицинских колледжей с учетом запросов работодателей при изучении темы "Вич-инфекция"

Медики едины во мнении, - СПИД - первая действительно глобальная эпидемия, которая своими размерами перекрывает все вместе взятые эпидемии, которые перенесло человечество на всём протяжении своего развития. Не зря же заболевание нарекли «Чумой XX века». Поэтому формирование специальных компетенций у студентов по теме «ВИЧ-инфекция» направлено на максимальное приближение процесса обучения к приобретению практических навыков при изучении дисциплины «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии». Методика обучения представляет собой проведение глубокого анализа и разбора практических ситуаций, с которыми может встретиться фельдшер в своей повседневной работе.
После изучения данной темы студент должен приобрести следующие умения:
•    осуществлять фельдшерскую деятельность по отношению к пациентам с ВИЧ ин-фекцией;
•    выявлять признаки ВИЧ - инфекции;
•    брать биоматериал для исследования, а также оформлять и доставлять для лабора-торного исследования;
•    соблюдать требования санэпидрежима в медицинских учреждениях;
•    осуществлять санитарно - просветительскую работу с населением.
Для более углубленного изучения темы, я использую кейс-методы, что позволяет акти-визировать теоретические знания и практический опыт студентов; развивать умения высказывать мысли, идеи, предложения; выслушивать альтернативную точку зрения и аргументировать свою; проявлять и совершенствовать аналитические и оценочные навыки; способствовать видеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни и т.п. Неотъемлемой частью обучения являются практические ситуации.
Практическая ситуация - это краткое описание ряда событий, которые имеют место в профессиональной деятельности фельдшера ФАПа. Практическая ситуация не содержит готового решения, а есть лишь исходная информация для анализа проблемы и принятия решения. Анализ может осуществляться в устной и письменной форме. Еще одним важным компонентом является практическая история. Она представляет собой упрощенный сценарий, описывающий ситуации, в которых принимались правильные решения. Студент должен оценить правильность действий, указать на возможные альтернативы.
Например, больной, 27 лет, обратилась с жалобами на периодический жидкий стул, длительный субфибрилитет, ночные поты, похудела за месяца на 7 кг. Ваше решение, действия?
Последовательность работы студентов такова: на первом этапе работы студент должен внимательно прочитать практическую ситуацию; на втором этапе проводится последовательный анализ ситуации, а именно, определение проблемы, затем обобщение информации, цалее анализ информации, после этого пересмотр проблемы и формирование альтернатив, следующим этапом является выявление плюсов и минусов каждой альтернативы, оценка ка-ждой альтернативы и ее отбор; на третьем этапе происходит обсуждение предложенного варианта решения проблемы в малой группе (бригаде). Цель обсуждения - это проверка выбранного варианта решения, обмен мнениями, позволяют задействовать все каналы восприятия, а также усилить процент усвоения темы «ВИЧ - инфекция». Завершающим этапом является разработка плана реализации принятого решения, презентация своего варианта решения проблемы в аудитории. Поэтому в ходе объяснения принятого варианта решения студент должен ответить на вопросы:
1.    К какому решению он пришел в результате анализа ситуации?
2.    Почему он пришел именно к такому решению?
На основании изложенного, я уверена, что занятия с такими формами работы проходят более эффективно, учитывая запросы социальных партнеров.